Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Архив записей

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 60

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Рыбалка в Брянской области
  • Батик.Галерея.Мастер-классы
  • Топ Изобразительное искусство продажа картин

    Теги

    Теги нашего сайта

    Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Рейтинг@Mail.ru
    Пятница, 26.04.2024, 09:27
    Приветствую Вас Гость
    Главная | Регистрация | Вход | RSS

    ХЛУДНЕВСКАЯ ИГРУШКА

    Главная » 2010 » Апрель » 21 » О нас пишут...
    16:09
    О нас пишут...
    Геннадий Никишин
     
    В зале Думиничской районной библиотеки в Музее народных промыслов и народного творчество собран интересным материал о мастерстве местных умельцев. И на самом видном месте глиняные поделки хлудневских мастериц.

    Давайте заглянем в эту старинную деревню и познакомимся с его жителями, которые своим мастерством широко прославили свою малую родину.

    Глиняные игрушки пришли к нам из тех далёких времён, когда наши далёкие предки поклонялись языческим богам. Особым почитанием пользовались богиня домашнего очага Рожаница и бог Солнца Ярило.

    Рожаницу изображали крепкой и здоровой женщиной, а бога Солнца – двух-или трёхглавым конём, на груди которого выделялся круг с лучами – символ Солнца. Считалось, что поклонение этим богам принесёт в семью благополучие и хороший урожай.

    Нужного бога мог слепить из глины каждый. А чтобы боги поняли, чего от них хотят, рядом с ними изображали то, о чём просят. Поэтому Рожаницу часто лепили с домашними животными. А если молили её о ребёнке, то делали фигурку с младенцем на руках.

    На смену языческой вере пришло христианство. Однако по сложившейся традиции женщины продолжали лепить из глины фигурки языческих богов. А чтобы церковь не запретила этого делать, их стали называть игрушками.

    С годами первоначальный смысл ритуальных фигурок всё более и более терялся. Богиня Рожаница меняла свой облик в зависимости от требований рынка. В двадцатом столетии она стала барыней с зонтиком, дамой с собачкой, нянькой, водоноской.

    Было время, когда изделиями кустарей – игрушечников интересовалась даже знать. Правда, в дальнейшем, когда в Россию стали завозить дорогие игрушки из Франции и Германии, интерес богатых людей к кустарной русской игрушке заметно упал. Однако производство таких игрушек у нас в стране не прекратилось, а в ХУ111-Х1Х веках даже достигло расцвета. Ибо её главным покупателем всегда был простой народ.

    В это время окончательно складываются основные центры изготовления игрушек из глины. Некоторые из них дошли и до наших дней. В Архангельской области, например, - это каргопольские игрушки, в Кировской области – дымковские. А у нас в Калужской – хлудневские.

    Гончарный промысел в Хлудневе зародился давно. Точной даты уже никто не помнит, но по словам местных жителей он живёт уже не одно столетие. Подтверждением тому служат и проводимые в Хлудневе раскопки специального поискового отряда из города Калуги, состоящего из музейных работников. В результате которых был собран богатый материал : старинные игрушки, их фрагменты, подробно опрошены местные жители.

    Из разговора с местными жителями удалось выяснить, что деревня всегда славилось своими гончарами-умельцами по изготовлению глиняной посуды, труб для печей. В базарные дни из деревни уходили целые возы с кринками, горшками, мисками. Гончарным делом занималась вся левая сторона Хлуднева, которую в народе называют «Бобровка».

    Изготовляли не только простую хозяйственную посуду, но и декоративные вещи. Нынче мастеров гончарного дела в Хлудневе остались единицы.

    Технология изготовления гончарной посуды здесь почти не отличается от традиционной в других местах. «Красную» глину ( черепок хлудневских горшков действительно имеет кирпично-красный цвет ) добывают в нескольких километрах от деревни. Её тщательно месят босыми ногами, добавляя в воду немного песка, который делает глину менее жирной и тем самым предотвращает прилипание керамической массы к полу. Затем глину мнут руками, извлекая камешки и другие инородные тела. Сосуд «тянут» из цельного куска на ножном гончарном круге, просушивают несколько дней в тени. «Прожаривают» в протопленной печке, покрывают «поспой» ( стакан ржаной или овсяной муки на ведро воды ) или дёгтем, затем припудривают мучкой из пережжённого свинца и в течение нескольких часов обжигают в горне.

    А поэтому в Хлудневе, наряду с гончарным, не мог не зародиться и другой, или, как его называли всегда, «бабий» промысел – изготовление народной глиняной игрушки. Яркая, жизнерадостная, выполненная с предельной чёткостью в пластическом и цветовом отношениях, наивная в самом высоком и добром смысле этого слова, хлудневская игрушка обладает приятной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища.

    Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются народные представления о жизни, труде, красоте. Хлудневская игрушка близка к произведениям фольклора, передаёт национальные особенности русского народного творчества.

    Для своих игрушек местные мастерицы используют синюю глину, которая находится тут же за деревней. Её рубят, поливают водой и тщательно месят. Вязкая, однородная, масса легко мнётся, как тесто, формируется, позволяет свободно вытянуть форму игрушки целиком. Комок глины постепенно становится сначала колоколом юбки, из него поднимается изящный стан «барыни». Затем он ловко вытягивается в маленькую головку.

    В этом отличие хлудневской игрушки. В некоторых областях такая игрушка изготовляется по частям. Например, колокол юбки больших глиняных кукол выполняют на гончарном круге или с помощью деревянного клина-колодки. Хлуднеские мастерицы лепят свои игрушки, даже такие крупные, как «гудухи», только вручную. При этом такая игрушка сохраняет на себе следы лепки, показывает движения пальцев, их усилия. Всё это потом закрепляется при обжиге.

    Зимой обычно лепят, а обжигают по весне. В процессе обжига происходит удивительное превращение – изделие меняет свой цвет, глина теряет природную окраску и становится белой, розовой с мягкими оттенками серого и жёлтого.

    Для раскраски игрушек женщины используют натуральный цвет травных красок, который готовится из молодых побегов ржи, ольховой и дубовой коры, стеблей и цветов зверобоя.

    Из города в середине Х1Х века пришли яркие анилиновые красители «фуксин». Под влиянием городской моды менялись одежда, головные уборы хлудневских «барынь».

    Устойчивый круг тем и сюжетов, непринуждённая, часто с «брачком», лепка, свободная скорописная манера росписи, древние мотивы в узоре – во всём этом сказывается характер крестьянского народного творчества.

    Следует также особо отметить, что во всей России нет такой интересной, богатой и многообразной по рисунку игрушки, как хлудневская. Мастерицы умело решают сложнейшие задачи построения многофигурных композиций, не дробя общую массу скульптуры. Не теряя единства и выразительности силуэта.

    Почти все хлудневские игрушки снабжены свистком с двумя отверстиями. Спрятан он то в хвосте коня, то представлен в виде сучка, на котором примостилась кукушка или целое гнездо птенцов. Иногда он нелепо примазан торчком к колоколу юбки куклы или к шинели солдата.

    Кроме свистулек, хлудневские мастерицы делают и грематушки. Иногда это просто глиняный полый цилиндр с глиняными шариками внутри. Или эта грематушка сделана в виде куклы, в колоколе юбки которой замурованы небольшие глиняные камешки. Которые и гремят при малейшем сотрясении игрушки, поскольку и они затвердели в процессе обжига, превратившись в звонкие шарики.

    Что же касается характера росписи хлудневской игрушки, то она очень близка к росписи филимоновской и сапожковской мелкой пластики. Почти те же полоски, чередующиеся по цвету, перемежающиеся с белыми, незакрашенными линиями. Но в отличие от филимоновских мастериц, думиничские игрушечницы раскрашивают свои поделки не ровными полосами, а волнистыми. Палитра та же: красный, малиновый, синий, зелёный, реже – жёлтый.

    Некоторые из мастериц лепят только «товарняк». Это небольшие игрушки-свистульки около 7-8 см, имеющие весьма устойчивую традиционную форму : коленообразное изогнутое тулово свистка, в одном конце которого – отверстие для свистка, а на другом – одна, реже несколько фигурок. Обычно птичка «соловей» ( а вернее кукушка – самый распространённый мотив хлудневской пластики ) или же голова солдатика, чёртика, всадника или лошадки, курочка, кавалер с барышней.

    «Товарняк» раньше готовили тысячами, продавали оптом тряпичникам, которые разносили незатейливые сопелки по всей округе, меняя их на куриные яйца, утильную кость, тряпьё.
    Искусство хлудневских игрушечниц, как и всё народное творчество, анонимно. И всё-таки каждая мастерица узнаёт среди множества игрушек не только собственные изделия, но и игрушки своих подруг-соседок. Так, у Ксении Алексеевны Тасенковой «бабы», «всадники», свистки средних пропорций, грубоватой лепки, двухцветной раскраски, обычно полосками.

    У Елены Дмитриевны Манушичевой – небольшие сюжетные композиции – «бабы-грематухи», «собаки», свистки. Лепка «гладкая», «добрая», скульптурная. Раскраска также в один-два цвета. Фигурки иногда украшены точками по контуру.
    У Аграфены Фёдоровны Трифоновой – многофигурные композиции : «баба с близнецами», «Лиса с лисятами», «Лиса с петухом», «Медведь с медвежатами».

    У А. Ф. Трифоновой впервые появилось знаменитое хлудневское «дерево». Раскраска – в основном вертикальные и горизонтальные полосы. Розетки, кресты, мазки, точки. Тёплым и древним веет от её игрушки «Мать Земля с близнецами». Вертикальные синие и красные полосы изображают засеянное поле, вертикальная зигзагообразная лента – дождь, крест – солнце –солярный знак и точки зелёные – зерно.

    На этой игрушке воспроизведено древнее заклинание солнца, дождя, просьба к ним послать «хороший урожай на поля». Это ещё одно доказательство, что первая глиняная игрушка была магической.

    Сама Аграфена Фёдоровна объясняла свою раскраску игрушки так : «Пишу, как моя бабка, прабабка». Да и прабабка её вряд ли смогла бы объяснить, что она «рисует». Это письмо-рисунок пришло из далёкого прошлого первых земледельцев.

    Продолжая традицию своей свекрови, Ксения Прокопьевна Трифонова проявляла и своё видение игрушки. Лепка у неё энергичная, игрушка крупная, вытянутая. Раскраска яркая, многоцветная.

    Задорная, весёлая мастерица Ксения Прокопьевна – такая же у неё и игрушка. Задорная и весёлая. Свистульки–животные - все с музыкальными инструментами : коты с балалайками, петухи с гармошками. Свистят у неё и «барыни» ( уже не «бабы» ) и «солдаты в лодке». Хороши в непосредственной экспрессии её коровы, олени, кони, всадники-богатыри. Удивительны сказочные композиции : «Лиса с лисятами», «Коза с козлятами», «Кот с котятами».

    Своей известностью хлудневская игрушка обязана народным мастерам А. Ф. Гавриковой, Е. Д. Манушичевой, М. В. Самошёнковой, Т. И. Бубневой, А. Ф. Трифоновой, А. В. Студницкой, К. П. Трифоновой, К. А. Тасенковой, Т. Б. Трифоновой.

    Уже несколько столетий традиционная хлудневская глиняная игрушка выполняет роль произведений искусства, является образцом художественного творчества.
    Просмотров: 832 | Добавил: Заборских | Теги: итория, Мастера, глиняная игрушка, народные промыслы, Проза-ру, хлудневская игрушка, про нас пишут-рассказывают, хлуднево | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]