Форма входа

Категории раздела

Статьи [2]

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 60

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Рыбалка в Брянской области
  • Батик.Галерея.Мастер-классы
  • Топ Изобразительное искусство продажа картин

    Теги

    Теги нашего сайта

    Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Рейтинг@Mail.ru
    Суббота, 20.04.2024, 00:29
    Приветствую Вас Гость
    Главная | Регистрация | Вход | RSS

    ХЛУДНЕВСКАЯ ИГРУШКА

    Мастерская

    Главная » Статьи » Статьи

    ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ТРАДИЦИИ В ГОНЧАРНОМ ПРОМЫСЛЕ ДЕРЕВНИ ХЛУДНЕВО
    ljtkfl


    2008 год.
    Преемственность традиции в гончарном промысле деревни Хлуднево.

    Заборских А, Народный мастер России, мастер глиняной игрушки д. Хлуднево.

    В настоящее время существуют мнения, что Хлуднево, как центр гончарного промысла иссяк, и цель нашего доклада показать на конкретных примерах, что преемственность в гончарном промысле деревни Хлуднево существует в настоящее время а мастера этого промысла: дети, внуки, правнуки знаменитых мастеров этого древнего промысла живут и работают в родной деревне и ее окрестностях.
    Деревня Хлуднево находится на юге Калужской области. Это один из крестьянских традиционных культурных центров, где использовалось местные глины для изготовления посуды для местного рынка. Когда возник хлудневский гончарный промысел можно будет ответить только после проведения археологических исследований. В огородах, особенно центральной части деревни, находят черепки ранних глиняных изделий, возможно, даже XVI века. О хлудневских гончарах есть упоминание в «Материалах для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба» в 1857 году. (1) Значит, уже в то время в Хлуднево был крупный гончарный центр Калужского губернии. Это подтверждается архивными данными 1911 года, где записано, что в деревне Хлуднево Которской волости существует гончарный кустарный промысел – приготовление глиняной посуды и труб для печей. Преимущественно горшки для молока, чашки, махотки и прочие в количестве 560 000 штук. Занимается промыслом 150 человек. Сбывается продукция на базарах местному населению в городах: Жиздра, Сухиничи, Брянск, в Людинове и в Дятькове. Выручка составляла до 10900 рублей. Глину для посуды заготавливали на землях соседних селений и земледельцев. Технологические и стилистические традиции ремесла передавались в рамках семьи, создавая преемственность мастерства. Гончарные изделия деревни Хлуднево отличались от других промыслов строгостью форм и функциональностью, но каждый мастер вносил в работу свой характер и неповторимость. Изделия знаменитого в деревне гончара Игната Кузьмича Михеева (1901 -1952), известны тем, что помимо горшков, он крутил вазы для цветов с витыми ручками, кадильницы, даже изготовил глиняный самовар. Жил Игнат Кузьмич в доме, который построил в 1885 году дед Мирон из хлудневского кирпича, изготовленного им самим. В Хлуднево сохранилась традиция производства кирпича, его обжиг, строительство домов из кирпича. Кирпичный овраг находится «за верхом», Там глину мешали при помощи лошади, здесь же и обжигали готовый кирпич. В этом доме жил его сын - гончар Кузьма Миронович и внук Игнат Кузьмич. В 2000 году в доме проживала Мария Игнатьевна (1925 г.р.), дочка гончара Игната Кузьмича. Здесь можно было познакомиться с интересными печными устройствами для обогрева избы зимой и летом. Игнат Кузьмич сложил печку и отдельно, около входной двери, плиту, соединенные глиняными трубами, проходящими через помещение в общий для печки и плиты дымоход. Зимой охапки дров хватало, чтобы сварить еду, но к вечеру топили еще и плиту. В ней внутри выложены «колодцы», когда плита топится, то в ней теплый воздух идет вначале по «колодцам, затем по глиняным трубам через избу, согревая ее, и только после этого в дымоход. На левом краю деревни, если идти от железной дороги, называемом « Бобровка», в 18 дворе проживала семья Василия Гародничева. Это первое письменное упоминание, которое удалось найти о роде Городничевых. Затем мы встречаем сведения о Гавриле Григорьевиче Городничеве 1888 года рождения. Федор Степанович Городничев и его сыновья – Николай (1900 г. р.) и Дмитрий (1911 г.р.) – согласно собранным материалам, были знаменитыми гончарами. Николай дожил до 1945 года и оставил свое мастерство в наследство сыну Алексею. У Дмитрия Федоровича и его жены Пелагеи Яковлевны (1910 г.р.) из четверых детей выжила только дочка Татьяна, родившаяся в 1941 году, которая и стала лепить игрушки в конце 80-х годов. Видимо гончары Городничевы знали особые секреты, так как их изделия были красивыми и звонкими. Об этом до сих пор вспоминают односельчане. Полива их посуды также отличалась от полив других гончаров, т.к. он добавлял в нее марганцовку. Ремеслу Дмитрий обучался с детства. С 12 лет он уже ходил у отца Федора Степановича в подмастерьях, сначала месил глину. Работа тяжелая, вымесить ее надо ногами без обуток. Вывалят на пол глину, сбрызнут теплой водой – и танцуй, пока не получится ровное и крутое глиняное тесто. Потом отец доверил тянуть маленькие горшки да кувшины, потом более сложные изделия. Так передавались семейные секреты детям. Весь инструмент гончара – руки. Да еще деревянный нож - лопаточка, волосяная или проволочная жилка с деревянными ручками, влажная тряпица. Гончар передавал свои семейные секреты детям. Как заготовить глину, как сделать инструмент – все знал мастер, он же был и изобретателем.
    По подворному обследованию 1911 года в деревне проживало 735 человек взрослого населения. В период коллективизации в Хлудневе было создано три колхоза: «Новая жизнь» в «Бобровке» до дома Селивановых, середняцкий колхоз «Пионер» - до магазина, колхоз «Путь к жизни», который возглавил Самохин Яков Андреевич. Общество, во главе со старостой разделило угодья. По рассказу Селиванова Владимировича Семеновича, из рода гончаров деревни Хлуднево, начали раскулачивать колхозников колхоза «Путь к жизни», На Лихвановке проживала более зажиточная часть населения. У них не только огороды, но и большие сады. Горны для обжига гончарных изделий и строительной керамики здесь строили сообща, несколько семей. Они были построены далеко от домов, через дорогу, поближе к речке. Но обжиг производила каждая семья индивидуально, со своими дровами. Жители Лихвановки больше подверглась репрессиям в период коллективизации, многие семьи уехали на стройки далеко от родного дома. Поэтому, больше сведений сохранилось о гончарах Бобровки – левого, если идти от железной дороги, края деревни. К середине XX века гончары Бобровки добывали глину в глубоких ямах, и у каждой семьи была своя «копушка». Сырье заготавливали осенью и зимой, когда земля смерзалась и стенки шурфа не обваливались. Глину хранили в сараях, потом порциями заносили в дом, что позволяло работать круглый год на самодельном ножном гончарном круге. Готовые изделия сушили на печи и обжигали в земляном горне, который вмещал 200 – 300 штук горшков. Для красоты, прочности и водонепроницаемости, впоследствии посуду глазуровали, делая поливу из свинцового порошка. Готовые изделия возили на подводах на ярмарки в Киров, Людиново, Дятьково, Сухиничи, Брянск, на Смоленщину. Особенно была богатая ярмарка в древнем поселении Брынь на Яблочный Спас. Поскольку изделия хлудневских гончаров славились далеко в округе, товар не залеживался на прилавках. Хотелось бы отметить гончарных дел мастеров: Филиппа и Ивана Бубневых, Николая Маркина, Федора, Дмитрия и Алексея Городничевых, Василия Самошенкова, Ивана Манушичева, Сергея, Ивана и Михаила Трифоновых, Тасенкова. После войны, много мужиков не вернулось в родные места, не хватало лошадей. Товар в мешках разносили и развозили по округе женщины. И в 70-е годы в деревне постоянно делали посуду только три мастера: Иван Петрович Бубнев, братья Сергей и Иван Трифоновы. Мне посчастливилось общаться с И.П. Бубневым, наблюдать за его работой. Его сильные, умелые руки споро тянули кашники, горшки, глиняные кадильницы, которые и в настоящее время находят применение в сельском быту. Обжигал он изделия в горне, недалеко от дома. На сегодняшний день работающих гончаров в Хлуднево не осталось. В их память я взял на себя эту непростую работу, изготавливать глиняные изделия в традиции хлудневских мастеров.
    Сведений о наличии производства игрушек–свистулек в деревне Хлуднево до 1917 года документально подтвердить не удалось. Хотя как побочное производство, сопутствующее гончарному промыслу, оно существует во многих центрах Центральной России. К сожалению, изготовление глиняных свистулек и фигурок, видимо, считалось настолько несущественной статьей дохода в жизни промыслов, что статистические материалы не упоминают ни численности мастеров–игрушечников, ни количество изготовленного ими товара, ни дохода от продажи. По рассказам жителей старшего поколения, родившихся сразу после 1917 года, до войны свистульки лепило не меньше 20-ти женщин. Причем они не возили их на продажу на базары, а работали по заказу сборщиков тряпья. Это игрушечницы из династии Тасенковы–Богачевы: Тасенковы Ксения Алексеевна (1912-1991), Пелагея Яковлевна (1910 г.р.), Анисья Алексеевна (1912 г.р.); Самошенковы Анастасия и Екатерина; Королева Евдокия (1889 г.р.), Трифонова Аринка Александровна (1912 г.р); Романова Татьяна Ивановна (1896 г.р.). Игрушечница Александра Яковлевна Устинова ( девичью фамилию установить не удалось) научила лепить свистульки внучку Марию Васильевну Самошенкову ( девичья фамилия Устинова), дочь Елену Дмитриевну Манушичеву ( в девичестве Устинова). Лепила глиняную свистульку ее племянница - Анастасия Федоровна Гаврикова (девичья фамилия Устинова), а та научила лепить свою дочь Анну Васильевну Студницкую. Аграфена Федоровна Трифонова (1904 – 1992) имела девичью фамилию Гаврикова, а Ксения Прокопьевна Трифонова до замужества носила фамилию Манушичева.
    В настоящее время в деревне Хлуднево имеется 27 хозяйств, в которых проживает 78 жителей. Большинство селян живет натуральным хозяйством. Часть из них продолжает лепить глиняную игрушку. Татьяна Ивановна Бубнева, Народный мастер России, потомственный мастер хлудневской глиняной игрушки. При игрушках она с 12 лет. Бабушка Александра Яковлевна Устинова и мама Елена Дмитриевна Манушичева терпеливо обучали маленькую Татьяну. Жили они небогато, поэтому ремесло давало возможность заработать на кусок хлеба. Вместе с мужем Иваном Петровичем, Татьяна Ивановна подняла на ноги семерых детей. В настоящее время в деревне с Татьяной Ивановной живет сын Александр с семьей. Он и его жена Валентина лепят игрушку. Второй сын Татьяны Ивановны - Алексей, готовит глину на всех, отремонтировал горн и производит обжиг всей продукции. Умеет лепить игрушки сам и его дочка Лена.
    Татьяна Борисовна Трифонова (1927 г.р.) точкой отсчета в своем творчестве считает 1946 год, когда она вышла замуж за Михаила Васильевича Трифонова. Попав в семью знаменитых гончаров, она стала помогать свекру, свекрови, мужу в их работе с глиной. До войны Татьяна Борисовна работала на железной дороге, а после войны – в колхозе. Лепить стала с 1989 года. Ее учителями стали Трифонова Аграфена Федоровна (1905 -1991) и Трифонова Ксения Прокофьевна (1930 -1995). Ее муж Михаил Васильевич (1917 -2001) был потомственным гончаром. Мастерица является участницей престижных областных, всероссийских, международных выставок–конкурсов. Среди ее наград – диплом международной выставки игрушек в Италии: «Венеция – Россия». На зиму Татьяна Борисовна уезжает к сыну в Москву, летом живет в своем доме. В настоящее время она очень редко лепит игрушку.
    Постоянно занимается лепкой глиняной игрушки Татьяна Дмитриевна Городничева (1941 г.р.), дочь знаменитого потомственного хлудневского гончара Дмитрия Федоровича Городничева. Мать, Пелагея Яковлевна, любила лепить глиняную игрушку, но не давались свистки, не могла так проколоть спицей пищик, чтобы заливисто запели, зазвенели трели свистулек. Видимо некому было научить, наставить мастерицу, так и оставались безмолвными невиданные птицы – павы, звери. От матери любовь к глиняным фигуркам передалась и дочке Татьяне Дмитриевне. С детства осталась семейная любовь к глине. По молодости как –то недосуг было Татьяне Дмитриевне всерьез заняться промыслом: слишком много работала. Только со временем поняла, в чем ее истинное признание. В 1990 году начала лепить игрушку. Ее учителями были народные мастера России Самошенкова Мария Васильевна и Трифонова Ксения Прокофьевна. Глиняные изделия мастерицы побывали на городских, областных, российских выставках, хранятся в коллекциях собирателей, в калужских музеях. В настоящее время Татьяна Дмитриевна проживает в доме – интернате поселка Новослободск Думиничского района, но лепить игрушку не перестала. До сих пор радуют глаз ее петушки, медведики и павлины.
    В настоящее время в деревне Хлуднево занимается игрушкой сын Бубнёвой Т.И. Александр с женой Соколиковой Валентиной.
    Общаясь с 1997 года с такими именитыми мастерами, мне самому захотелось изучить это изумительное явление народного творчества. Я стал больше бывать в деревне Хлуднево, общался с мастерицами и мастерами, перенимал их опыт, снабжал глиной. Получив приглашение участвовать в комплексной калужской экспедиции в 2000 году, я обрадовался, и вместе с женой Татьяной, которую уже заразил своим увлечением. Это была возможность больше узнать об истории хлудневского феномена. Были встречи с гончарами деревни. Проводились мастер – классы Татьяной Ивановной Бубневой, Татьяной Борисовной Трифоновой, Татьяной Дмитриевной Городничевой. Вскоре, при содействии местной власти, мною был заключен письменный договор с Татьяной Дмитриевной Городничевой об официальной учебе у нее мастерству изготовления глиняной игрушки деревни Хлуднево. Также заключили письменные договора о моём обучени у них Татьяна Ивановна Бубнева, Татьяна Борисовна Трифонова. Это был первый случай в деревне, когда потомственные мастерицы глиняной игрушки приняли в свою среду мужчину (до того изготовлением глиняных игрушек занимались лишь женщины), не жившего в Хлуднево. Я не остался в долгу, помогая мастерицам деревни заготавливать глину, обжигать игрушку, возил ее в другие города, сдавая в специализированные магазины для продажи. Росло мое умение и мастерство, вместе со мной учились лепить жена и дети. Дочь Евгения (1984 г.р.) после окончания КГПУ им. К.Э.Циолковского поступила работать в Центр внешкольной работы педагогом дополнительного образования в п. Думиничи, продолжает заниматься изготовлением хлудневской игрушки. Сын Алексей (1986 г.р.), после окончания в 2009 году Брянской Государственной Инженерно–Технологической Академии, продолжает осваивать профессию гончарного промысла деревни Хлуднево.
    В Думиничах работает Ахалова (Трифонова) Инесса Алексеевна – внучка народного мастера России Трифоновой Аграфены Федоровны, племянница двух гончарных мастеров – Ивана и Сергея Трифоновых по отцовской линии. Манушичева Елена Никитична – прабабушка, а игрушечница Трифонова Ксения Борисовна – бабушка Инны по материнской линии. Инесса с детства умела лепить, но серьезно заниматься лепкой игрушки начала с 2001 года и достигла больших успехов: является участницей областных и всероссийских выставок. Двоюродный брат Ахаловой И.А., Трифонов Виктор живет в Калуге и тоже лепит глиняную игрушку.
    Таким образом, несмотря ни на что, хлудневские мастера остались верны заветам отцов и дедов, сохранили уникальные традиции народного промысла, передали свое мастерство в надежные руки детей и внуков. Я и моя семья гордимся тем, что меня – единственного из непотомственных мастеров глиняной игрушки, хлудневские мастера приняли в свои ряды и закрепили свое решение письменными обязательствами. Непрерывная преемственность хлудневского гончарного промысла в настоящее время существует в пределах самой деревни Хлуднево и его ближайших окрестностях.

    Категория: Статьи | Добавил: Заборских (08.04.2012)
    Просмотров: 3778 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]